Персональный сайт воспитателя МБДОУ №4 «Ягодка» Данковского  муниципального района Липецкой области Федоровой Татьяны Владимировны

Самообразование 2023-2024г.

 Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами» выбрана неслучайно.

 Оригами - древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок.  Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника - не только полезное занятие, но и интересное развлечение, в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность.

Так же оригами способствует естественному выходу на социальную адаптацию, включающей в себя общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде, в выставках, конкурсах, в итоге оказывая положительное влияние на формирование личности в целом.

Работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы.  В ходе детской деятельности стремилась создавать ситуацию успеха и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели. 

На занятиях дети освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Так, например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» каждый ребенок имел свой эксклюзивный кошелёк.

К концу учебного года мы постепенно перешли к модульному оригами. Эта техника интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Модульное оригами интересно тем, что после освоения приёма ребёнок стремится многократно самостоятельно выполнить такую же поделку для подарка, что невозможно при использовании традиционных техник. При этом он проявляет волевые усилия по развитию мелкой моторики, учится организовывать свою деятельность.

На занятиях использовала последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка.

Хочу отметить, что оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами.  

Считаю, что применяемые мною методы и приёмы, обеспечивают  устойчивый интерес дошкольников к занятиям.

Поделки из бумаги мы использовали для игр, используем в театральной деятельности, в качестве подарков. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.  Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители - консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены консультации по знакомству, значению и освоению техники оригами.

Проведенная работа принесла благотворный результат. На конец учебного года повысился  уровень развития мышления,  внимания, памяти, сенсомоторных навыков.

Таким образом, можно сделать вывод, что искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а, следовательно, оказывают важное значение на  успешную подготовку к школьному обучению.

3 июня 2024 в 00:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.